1.3. Собранные предметы подлежат экспертизе в целях определения их историко-культурной, художественной и научной ценности.
Подлежащие экспертизе предметы образуют фонд временного хранения и учитываются в порядке, определенном разделом 13 Единых правил.
Экспертиза производится на основе комплексной атрибуции, основными принципами которой является установление:
авторства, темы, сюжета, стилистических особенностей, информативности (для произведений изобразительного искусства, архивных документов);
времени, места создания и бытования;
видовой принадлежности (для естественнонаучных коллекций);
материала и способа изготовления (ручной, механический, литье, ковка, чеканка, живопись, рукопись, печать и т.д.);
размера, цвета, формы, устройства;
массы драгоценных металлов и драгоценных камней;
социальной и этнической принадлежности;
принадлежности конкретному лицу (мемориальность);
типологических признаков путем сопоставления с аналогиями;
состояния сохранности.
Экспертное заключение оформляется в письменной форме и подписывается всеми лицами, проводившими экспертизу.
1.20. Руководитель музея (далее - директор) организует создание надлежащих условий, необходимых для обеспечения полной сохранности музейных предметов, музейных коллекций, а также культурных ценностей (далее - музейных предметов), находящихся в музее, в том числе оснащении оборудованием для хранения учетной документации (сейфы или несгораемые шкафы), персональными компьютерами, программным обеспечением и т.д.
1.21. Заместитель директора по учетно-хранительской работе, главный хранитель фондов (далее - главный хранитель) наряду с директором обеспечивают сохранность музейных предметов, организацию их учета, хранения, изучения, консервации, реставрации и использования в соответствии с нормами и требованиями Единых правил.
1.22. Должность главного хранителя должна быть предусмотрена в штатном расписании каждого музея.
1.25. Заместители директора по административно-хозяйственной работе, капитальному строительству, главный инженер несут ответственность за обеспечение температурно-влажностного, биологического, светового режимов в помещениях музея, состояние санитарно-технического и электротехнического оборудования, своевременный ремонт помещений, снабжение хранителей, реставраторов и сотрудников отделов учета необходимыми материалами и оборудованием.
1.26. Заместитель директора музея по безопасности несет ответственность за организацию охраны, антитеррористической и противопожарной защиты всех помещений и объектов музея, музейных предметов, находящихся в местах экспонирования и хранилищах, обеспечивает взаимодействие с правоохранительными органами.
1.28. Обо всех случаях утраты, разрушения или серьезного повреждения музейных предметов руководители музеев, учредители музеев, а также собственники музейных предметов, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, обязаны информировать Министерство культуры Российской Федерации не позднее чем в 3-дневный срок с момента обнаружения происшествия, и незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.
1.29. В течение 30 дней музей совместно с учредителем должны провести собственное служебное расследование в целях установления причин утраты, повреждения или разрушения музейных предметов и представить в Министерство культуры Российской Федерации следующие документы:
акт, фиксирующий обстоятельства утраты, повреждения или разрушения музейных предметов, составленный в день обнаружения;
заключение экспертов об историческом, научном, художественном и др. культурном значении утраченных, поврежденных или разрушенных музейных предметов;
заключение реставраторов о возможности (невозможности) реставрации поврежденных или разрушенных предметов;
фотографии музейных предметов и их описания, позволяющие идентифицировать предметы;
акты служб пожарной инспекции, технических, и др., составленные по установленной форме;
документ правоохранительного органа, подтверждающий возбуждение уголовного дела по факту утраты (хищение, кража, пожар).
1.30. При незначительном повреждении музейных предметов (разбилась одна из подвесок на люстре, распалась по старой склейке фаянсовая или фарфоровая тарелка и т.п.) проводится служебное расследование для установления причин повреждения. По результатам служебного расследования оформляются следующие документы:
акт, фиксирующий время и обстоятельства повреждения музейного предмета;
заключение реставраторов о характере повреждений и возможности их устранения;
фотографии поврежденных музейных предметов;
объяснительные записки должностных лиц, ответственных за сохранность музейных предметов.
справка о мерах, принятых по факту повреждения музейных предметов, в том числе об административном наказании должностных лиц, не обеспечивших сохранность музейных предметов.
1.31. Должностные лица, не обеспечившие сохранность музейных предметов, допустившие нарушение противопожарных правил и режима, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
27.1. Музеи обязаны систематически проводить проверку наличия и состояния сохранности музейных предметов и музейных коллекций в целях установления соответствия их фактического наличия, идентифицирующих признаков и состояния сохранности с данными в основной учетной документации (далее - проверка наличия).
27.5. В целях более эффективной организации работы по проверке наличия в каждом музее необходимо разработать и утвердить методику ее проведения, включая порядок подсчета музейных предметов и простановки в книгах учета специальных отметок о прохождении предметом проверки наличия.
В ходе проверки наличия необходимо обратить внимание на предметы, находящиеся в неудовлетворительном состоянии сохранности в целях решения вопроса о принятии срочных мер по их консервации или реставрации, а также на предметы, ошибочно включенные в состав основного фонда музея и подлежащие переводу в научно-вспомогательный фонд (приложения №№ 47-6, 47-7).
29.5. Работы по консервации и реставрации музейных предметов выполняются специализированными государственными реставрационными учреждениями, реставрационными отделами (мастерскими) музея и/или реставраторами музеев, а также реставраторами, выполняющими работы по договору (далее - реставраторы).
К выполнению работ по консервации и реставрации музейных предметов допускаются лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, дополнительную подготовку на специальных курсах или стажировку в ведущих реставрационных центрах страны, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом, стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее двух лет и аттестованные в установленном порядке на первую, вторую и третью категорию согласно Единому квалификационному справочнику (выпуск 57 раздел "Реставрационные работы", приказ Минздравсоцразвития России от 21.03.2008 № 135)
31.1. Обязательным условием при перемещении музейных предметов, включенных в Музейный фонд Российской Федерации, за пределы их постоянного хранения, передаче их во временное пользование другим юридическим лицам в пределах Российской Федерации и/или за пределы Российской Федерации является страхование музейных предметов и/или страхование рисков утраты, повреждения музейных предметов.
В отдельных случая страхованию может подлежать страхование ответственности лиц, сопровождающих музейные предметы.
VII. Хранение музейных предметов и музейных коллекций
36.1. К основным внешним причинам разрушения музейных предметов, кроме разрушений, вызванных техническими авариями и стихийными бедствиями, относятся:
- резкие колебания и нарушение норм температуры и влажности;
- вредное воздействие света или недостаток его;
- засорение воздуха вредными газами, копотью, пылью;
- биологические вредители;
- использование непрочных материалов при изготовлении предметов (нестойкие краски, непрочные ткани и т.п.);
- небрежное обращение с предметом, ведущее к механическим повреждениям;
- неправильное хранение и использование этих предметов до поступления в музей и в самом музее.
Разрушение музейных предметов может быть также следствием неумелой или неосторожной реставрации или несвоевременного ее проведения.
36.2. Хранение музейных предметов и музейных коллекций представляет собой комплекс мероприятий, направленных на их долговременную сохранность, исключающих хищение, разрушение и повреждения, обеспечивающих поддержание в оптимальном физическом состоянии, а также создание благоприятных условий для их изучения и представления.
Нормативные условия хранения музейных предметов и музейных коллекций обеспечиваются путем:
строительства, реконструкции, ремонта и приспособления зданий и помещений музея;
обеспечения охранного и противопожарного режимов
оснащения специальными средствами хранения и перемещения различных групп музейных предметов (стеллажи, шкафы, сейфы, коробки, папки, тележки, переносные лестницы, специальный транспорт для перевозки и др.);
создания и поддержания нормативного температурно-влажностного, светового и санитарно-гигиенического режимов в здании и помещениях музея.
37.1. Музеи размещаются в специально построенных или приспособленных для экспонирования и хранения музейных предметов и музейных коллекций зданиях и помещениях, удаленных от опасных в пожарном отношении объектов (нефтехранилища, бензоколонки, автостоянки, гаражи и т.п.) и промышленных объектов, загрязняющих воздух (агрессивные газы, цементная пыль и т.п.).
Пригодность месторасположения музея определяется с учетом заключения службы пожарной охраны и санэпидемстанции о степени загрязненности воздуха.
37.5. Фондохранилища (далее - хранилища) музея должны быть максимально удалены от лабораторных, производственных и бытовых помещений музея, не иметь с ними общих вентиляционных каналов, отделены от соседних помещений несгораемыми стенами и перекрытиями с пределами огнестойкости не менее двух часов.
При проектировании хранилищ в специальном или приспособленном здании следует учесть необходимость их размещения на северную сторону (при соблюдении равных тепловых характеристик).
Покрытия стен, полов, потолков хранилища, оборудование и средства хранения музейных предметов выполняются из материалов, не выделяющих агрессивные химические вещества, не собирающих пыль и не являющихся ее источником.
37.6. Не допускается размещение музея и его фондохранилищ в ветхих строениях, деревянных постройках с сырыми основными, подвальными и чердачными помещениями, печным отоплением, а также в жилых зданиях и зданиях, занятых службами общественного питания, пищевыми и иного рода складами, организациями, хранящими пожароопасные и агрессивные вещества или применяющими пожароопасные и химические технологии.
37.9. Экспозиционные залы, хранилища, реставрационные и иные помещения музея должны содержаться в чистоте и порядке, исключающем возможность появления пыли, насекомых, плесени и грызунов.
В этих целях проводится ежедневная влажная уборка всех залов и помещений.
Категорически запрещается нахождение в экспозиционных залах, хранилищах и реставрационных помещениях в верхней одежде, мокрой и грязной обуви, хранение любых посторонних предметов, использование пищевых продуктов.
Не реже одного раза в месяц в экспозиционных залах проводится так называемый "санитарный день", в ходе которого осуществляется вскрытие витрин в целях их обеспыливания и протирка полов, плинтусов, подоконников водными растворами антисептиков.
41.1. Устройство и оборудование экспозиционных залов должны предусматривать создание оптимальных условий для показа и сохранности экспонатов.
41.4. Все малоустойчивые предметы, выставленные на различных полках и подставках, должны обязательно прикрепляться к полке, стене шкафа или к подставке.
Особо ценные и хрупкие экспонаты, оружие, предметы небольших размеров (в том числе мелкая скульптура, фарфор, стекло и т.д.) экспонируются только в застекленных шкафах, витринах или стендах.
41.5. В открытой экспозиции около особо ценных или хрупких экспонатов устанавливаются специальные ограждения.
41.6. В случае необходимости отдельные экспонаты закрываются стеклянными колпаками. Колпаки должны быть плотно пригнаны к подставкам.
41.7. Витрины и шкафы всех типов должны надежно защищать музейные предметы от пыли.
41.8. Экспозиционное оборудование располагается по отношению к окнам таким образом, чтобы экспонаты не подвергались действию прямых солнечных лучей.
41.15. При экспонировании одежды предпочтительно использовать манекены. Если одежда хранится или экспонируется на плечиках, то на последние необходимо сделать мягкие подкладки.
41.16. Срок экспонирования не дублированных тканей в висячем положении не должен превышать трех лет.
41.17. Не дублированные археологические и ветхие ткани, а также тонкие ткани с тяжелым золотым, серебряным и иным шитьем можно экспонировать только в горизонтальном положении.
41.18. Для подвески тканей к верхней кромке с тыльной стороны пришивается карман из вспомогательной материи для продевания планки, за которую и осуществляется подвеска.
41.19. Древние, хорошо сохранившиеся ткани можно экспонировать в вертикальном положении прикрепленными по периметру к холсту, натянутому на подрамник. Такую подготовку тканей может выполнять только квалифицированный реставратор.
41.29. Для защиты музейных помещений от пыли, мух и попадания музейных вредителей открываемые окна и вентиляционные отверстия должны быть снабжены фильтрами в виде специальных рам, обтянутых марлей, капроновой или частой металлической сеткой с ячейками не более 1 мм.
Потоки воздуха в зоне экспоната не должны превышать 0,1 м/с. Опасны даже очень слабые воздушные потоки, так как они оказывают давление на всю структуру материала и влияют на его термоденамическое равновесие с окружающей средой.
41.30. Оборудование временных выставок должно отвечать всем основным требованиям, предъявляемым к экспозиционному оборудованию. Кроме того, оно должно легко монтироваться и демонтироваться и быть удобным при перемещениях. Предпочтительны модульные конструкции с внутренней оснасткой, позволяющей многоразовое и многоплановое использование.
Оборудование временных выставок (шкафы, витрины, подиумы) может быть нейтрально по форме и рассчитано на многоразовое использование для различных категорий экспонатов. Предпочтительны модульные конструкции с внутренней оснасткой, позволяющей многоплановое использование.
42. Основные требования к обеспечению сохранности музейных предметов в условиях размещения их в хранилище
Под хранилища отводятся просторные, светлые помещения с регулируемыми системами вентиляции и отопления, обеспечивающие необходимые условия для правильного хранения, а также изучения музейных предметов в целях всестороннего их использования.
42.2. При хранилищах должны быть оборудованы:
рабочие помещения для ответственных хранителей;
помещение для новых поступлений, где они распаковываются, разбираются, проходят первичный осмотр, изолятор и камеры для дезинфекции и дезинсекции;
помещение для хранения экспонатов временных выставок, оборудованное с расчетом на хранение экспонатов разного профиля;
специальная кладовая для хранения хозяйственного инвентаря для перемещения предметов (носилки, лямки, тележки, лестницы, веревки и т.д.), для уборки помещения (мехи, пылесосы), упаковочного материала и запаса материалов консервационного характера;
помещение для хранения запасных витрин, стендов, рам, стекла;
помещение для работы посетителей и т.п.
42.3. Музейное оборудование в хранилищах расставляют таким образом, чтобы дверные и оконные проемы оставались свободными. Шкафы и стеллажи в хранилищах следует расставлять вдоль стен или перпендикулярно продольным стенам, оставляя центральный проход не менее 2,5, а проходы между ними не менее 0,9 м, в зависимости от глубины помещения и размеров предметов хранения.
Оборудование для хранения делается из металла или сухого дерева, обработанного антисептическим и огнезащитными составами. Деревянное оборудование периодически осматривается для своевременного обнаружения вредителей древесины и для подтверждения огнезащитных свойств.
43. Организация хранения музейных предметов в одном помещении (комплексное хранение)
43.1. При хранении музейных предметов и музейных коллекций в одном помещении важным условием для их сохранности является его оптимальное пространственное решение и размещение в нем хранительского оборудования, которое при ограниченном количестве и видах позволит надлежащим образом организовать хранение музейных предметов, относящихся к разным видам и группам.
При этом следует учитывать недопустимость совместного хранение предметов из материалов, требующих разных условий хранения, режимов и отличающихся габаритами. Например, нельзя в одном шкафу или на одной полке размещать предметы из керамики, стекла и металла, мелких и очень крупных, хрупких и очень тяжелых и т.д.
Все светонепрочные материалы (ткани, бумага, книги, фотоматериалы, произведения, выполненные с применением нестойких красок, и т.д.) должны быть размещены в закрытом светонепроницаемом оборудовании.
43.3. В хранилищах комплексного хранения температурно-влажностный режим должен быть аналогичен режиму, указанному для комплексных экспозиций (т.е. 50 - 65% относительной влажности воздуха).
Если температурно-влажностный режим помещения имеет отклонения следует соблюдать следующие правила:
при пониженной влажности в хранилище необходимо использовать средства общего увлажнения;
при повышенной влажности в помещении не допускать установку плотно закрытых шкафов вплотную к стенам. Минимальное расстояние между стеной и оборудованием должно составлять 10 - 15 см.
По окончании рабочего времени целесообразно шкафы оставлять на ночь открытыми, а полки и лотки - выдвинутыми.
43.4. Система освещения запасника должна быть рассчитана на два режима: обычный рабочий режим (освещенность 50 - 75 люкс) и режим для осмотра сохранности предметов (150 люкс).
43.5. Во время осмотров состояния сохранности особое внимание следует уделять предметам из кожи, бумаги, а также изделиям из черных и цветных металлов и археологическому стеклу.
46. Хранение музейных предметов из ткани и кожи
46.1. Ткани, хранящиеся в музеях, изготовлены обычно из натуральных материалов - пряжи из волокон животного и растительного происхождения (шелк, шерсть, хлопок, лен), а также из синтетических волокон (современные ткани).
Главными причинами разрушения и обветшания текстильных изделий является действие яркого света, солнечных лучей, ненормального температурно-влажностного режима, наличие плесневых грибков, насекомых, пыли и газовых засорителей воздуха на волокна и некоторые красители.
46.2. Ткани хранят отдельно по материалам (шелк, шерсть, хлопчатобумажная ткань и т.д.) в глухих шкафах, гардеробах, комодах, сундуках и ящиках, за исключением комплексов, состоящих из разных материалов, хранить которые целесообразно в одном шкафу.
Одежду с жемчугом и драгоценными камнями даже в шкафах следует хранить в чехлах во избежание утраты осыпавшихся украшений.
Шкафы должны состоять из нескольких выдвижных ящиков-лотков разных размеров для хранения крупных и мелких предметов.
Рекомендуемая высота ящика-лотка 15 - 20 см, но она может быть и больше, если этого требуют размеры хранящегося на лотке предмета.
Запрещается обивать сукном витрины, комоды, шкафы и ящики, в которых хранятся ткани.
Хранение тканей должно производиться таким образом, чтобы не было перегибов, так как в местах перегибов ткань сечется, особенно шелковая. Каждый предмет перекладывают микалентной бумагой или чистой хлопчатобумажной тканью.
46.2.# Костюмы хранятся в шкафах на плечиках, форма которых должна соответствовать крою одежды и иметь мягкие накладки. Если костюмы висят не в шкафу, то их вкладывают в хлопчатобумажный или бумажный чехол с целью предохранения от пыли и насекомых - вредителей.
Одежду с жемчугом и драгоценными камнями даже в шкафах хранят в чехлах во избежание утраты осыпавшихся украшений.
Головные уборы хранятся на деревянных, картонных или сделанных из оргстекла болванках, а если их нет, то каждый головной убор заполняется микалентной бумагой, чтобы не утратилась его форма. Головные уборы целесообразно хранить в шкафах в индивидуальных для каждого предмета фанерных или картонных футлярах.
46.5. Предметы с золотым, серебряным, жемчужным и другим рельефным шитьем и с меховыми украшениями рекомендуется хранить отдельно, перекладывая каждый предмет бумагой и располагая между предметами прокладку из байки или нескольких слоев микалентной бумаги. Обертывание бумагой предохраняет от потемнения серебряные украшения и шитье.
Если нет возможности хранить большемерные шитые предметы в горизонтальном положении, их можно накатать на валы диаметром не менее 20 см. Накатка их производится лицевой стороной вверх с прокладкой микалентной бумагой.
46.6. Необходимо систематически проветривать, чистить и протирать шкафы, комоды и ящики, где хранятся ткани.
Обеспыливание тканей осуществляется следующим образом:
ковры, гобелены, шпалеры, одежда из грубого сукна очищаются пылесосами, имеющими щетки с длинным ворсом, или мягкими платяными щетками;
головные уборы без украшений - мягкими платяными щетками;
образцы тканей и веера - посредством легкого встряхивания в развернутом виде;
ткани, украшенные золотым шитьем, жемчугом и камнями, чистятся мягким флейцем с одновременным использованием пылесоса. Отверстие шланга должно находиться на расстоянии 3 - 5 см от поверхности обеспыливаемого участка;
ветхие и археологические ткани для очистки раскладывают в развернутом виде на горизонтальной плоскости. Поверх тканей накладывается плоская рамка (размер которой не менее чем на 10 - 15 см превышает размер ткани), обтянутая марлей так, чтобы марля непосредственно прилегала к поверхности обеспыливаемой ткани. После этого производится обработка пылесосом (щеткой с длинным, мягким ворсом, без нажима);
меховые вещи очищаются от пыли мягкими сорговыми вениками.
46.10. Обувь следует хранить на деревянных колодках или набитыми мягкой бумагой, чтобы не изменялась форма.
Плоские предметы следует перекладывать листами фильтровальной бумаги, обработанной раствором тимола.
58.2. Важнейшим условием правильного хранения музейных фондов является поддержание постоянной и необходимой температуры и относительной влажности воздуха в здании музея.
В музейных зданиях, не оснащенных системой кондиционирования воздуха, отмечается два типа колебаний температуры и влажности:
сезонные, связанные с изменениями времен года и периодами отопления,
суточные, связанные с резкими изменениями наружных условий и числом посетителей.
Обязательным требованием является постепенность и замедленность происходящих в музее сезонных изменений температурно-влажностного режима.
Категорически запрещается делать перерывы в отоплении и допускать резкие колебания температуры и влажности воздуха в музеях.
Расстановка предметов мебели в музейном помещении не должна мешать нормальной циркуляции воздуха.
58.20. При поступлении предметов в музей из других мест особое значение имеет их постепенная акклиматизация в условиях промежуточного режима. Предметы, поступившие из помещений с более высокой влажностью (например, из неотапливаемых зданий), необходимо выдержать в условиях пониженного отопления, их нельзя помещать сразу в шкафы, сундуки и т.п. до полной акклиматизации в новых условиях.
При перемещении музейных предметов из одного здания в другое или в другой город необходимо предусматривать создание условий, обеспечивающих постепенную акклиматизацию предметов. Предпочтительно перемещение коллекций при наиболее благоприятных погодных условиях.
59.1. Одной из основных причин старения материалов, из которых изготовлены музейные предметы, является действие света. Изменения, происходящие под воздействием света, носят двоякий характер: видимый - выцветание (изменение цвета) и невидимый - разрушение структуры материала экспоната, утрата прочности.
59.3. Музейные предметы по степени светостойкости разделяются на три основные группы:
3 группа - предметы из несветостойких материалов: все виды предметов на бумажной основе (особенно рукописи и фотографии), акварели, пастели, древнерусская темперная живопись, ткани, шерсть, окрашенная кожа, некоторые виды стенной росписи, чучела и т.д.
Самым разрушительным воздействием обладает естественный свет, содержащий наибольшее количество УФ излучений.
Недопустимо попадание прямых солнечных лучей на все виды материалов и, прежде всего, на органические материалы, а также драгоценные и полудрагоценные камни, минералы и цветные стекла.
Для защиты экспонатов от действия естественного света все окна музейного здания должны быть снабжены шторами. Рекомендуется иметь два ряда штор: внешние из плотных тканей темного цвета и внутренние из тонкой светлой ткани. Темные шторы должны быть опущены в часы, когда экспозиция закрыта. Светлые шторы предназначены для предохранения предметов от прямого попадания солнечных лучей.
В помещениях с материалами, особо чувствительными к действию света, шторы делаются из плотной темной материи.
В залах с естественным освещением отдельные предметы, наиболее чувствительные к действию света (акварели, документы, ткани и т.п.), закрываются дополнительно шторами из любой декоративной ткани на светонепроницаемой подкладке.
Музейные помещения желательно очищать от пыли с помощью пылесоса или протирать полы хорошо отжатой мокрой тряпкой.
Все музейное оборудование, окна, подоконники и т.д. также должны регулярно очищаться от пыли.
61. Биологический режим
61.1. Сохранность музейных коллекций в значительной степени зависит от организации их защиты от биологических повреждений, вызываемых микроорганизмами (плесневые грибы, бактерии), насекомыми и грызунами.
61.2. Основная причина появления плесени - повышенная влажность. Температура влияет лишь на скорость роста грибков. Оптимальными для развития грибов являются температура 250С и влажность свыше 70%. Нельзя допускать больших перепадов температуры, так как это вызывает конденсацию влаги на поверхности предметов, что в свою очередь создает условия для развития плесени.
Благоприятную среду для развития микроорганизмов создает загрязнение поверхности предметов.
61.12. Каждый музей должен иметь изолятор для проверки на зараженность и дезинфекции музейных предметов.
Изолятор должен быть отапливаемым, иметь отдельный вход и двойные двери с тамбуром.
При изоляторе должна быть камера, пригодная для дезинсекционной и противогрибковой обработки пораженных предметов. Помещение, в котором расположена камера, должно иметь принудительное вентиляционное устройство. Обработка должна производиться только специалистами, прошедшими соответствующее обучение и инструктаж по работе с применением токсичных веществ.
Обертывание зараженного предмета бумагой или полиэтиленовой пленкой не гарантирует от дальнейшего распространения насекомых-вредителей и может быть применено лишь как временное средство на короткий срок.
61.13. Заражению способствуют запыленность и захламленность помещений, скопление мух и других зимующих и мертвых насекомых, наличие остатков пищи, чучел, приготовленных без мышьяка или его заменителей, использование древесины, не очищенной от коры, без специальной обработки, соседство продуктовых складов, гнезд голубей, протекающие крыши.
61.15. Дважды в год (весной, перед открыванием окон, и осенью, после залета насекомых на зимовку) нужно вычищать пылесосом места скопления зимующих насекомых - между рамами, за плинтусами и т.д.
61.16. Не реже одного раза в год проводится общий профилактический осмотр музея для определения зараженности насекомыми. Осмотр делают весной, перед тем как раскрыть окна.
62. Основные требования к обеспечению сохранности музейных предметов при упаковке и транспортировке
62.1. Музейные предметы, подлежащие транспортировке, должны тщательно осматриваться реставрационным советом или специальной комиссией, назначаемой приказом директора музея, в состав которой входят ответственные сотрудники музея (заведующие соответствующими отделами, хранители, реставраторы).
Совет (комиссия) составляют письменное заключение о возможности транспортировки музейных предметов и дают необходимые рекомендации по их упаковке и транспортировке.
Если состояние сохранности музейных предметов вызывает опасение, то их транспортировка может быть запрещена или разрешена лишь при условии выполнения всех рекомендаций реставрационного совета (комиссии).
Упаковка предметов производится квалифицированными упаковщиками под наблюдением ответственного за упаковку сотрудника или хранителя музея и реставратора.
62.2. Все предметы, подлежащие транспортировке, делятся на группы, требующие определенной упаковки. В соответствии с этими группами заказывается упаковочная тара (ящики). Тара, предназначенная для перевозки предметов, и упаковочный материал должны храниться в сухом закрытом помещении.
Упаковка должна обеспечивать изолированность предметов от внешних атмосферных влияний и защиту их от механических повреждений. Предмет должен быть прочно закреплен внутри упаковки.
Для особо ценных высокохудожественных, уникальных предметов, а также предметов, находящихся в не вполне удовлетворительном состоянии сохранности, предусматривается изготовление специальной упаковочной тары с учетом индивидуальных особенностей каждого предмета
62.3. Ящики для упаковки предметов следует изготовлять из двойной фанеры, между листами которой прокладывать пергамент. Фанера должна быть хорошего качества, не поврежденная микроорганизмами. Желательно применять фанеру, изготовленную на синтетических смолах. Крупные ящики необходимо изготовлять из листов фанеры общей толщиной не менее 12 мм. При изготовлении ящиков с двойными - тройными фанерными стенками необходимо учитывать перпендикулярность направления волокон в слоях фанеры во избежание ее прогибания. Бруски следует ставить в клетку на расстоянии не более чем 50 см и крепить к фанере шурупами (крепление толевыми гвоздями допускается только в порядке исключения).
Внутренние стенки ящика обиваются фанерой и оклеиваются пыленепроницаемым и влагонепроницаемым материалом (клеенкой), дерматином или технической бумагой на полимерных клеях. При этом следует вводить в клей антисептик (пентахлорфенолят натрия). Размер материала должен превышать размер каждой стороны ящика на 15 см. Крышка ящика с внутренней стороны также оклеивается клеенкой и крепится на болтах, для которых заранее подготавливаются гнезда. Края крышки оклеиваются полосами микропористой резины.
При упаковке предметов крышка ящика крепится на болтах с шайбами (для которых заранее отводятся гнезда). Не рекомендуется закреплять крышку гвоздями.
Края крышки оклеивают полосами микропористой резины. Упакованные ящики необходимо окантовывать окантовочным железом.
На ящике трафаретом ставятся номер и шифр, маркировка, предупреждающая о необходимости хранить предметы от сырости, и маркировка, фиксирующая вес, указываются верх и низ, а также делаются предупреждающие надписи "не кантовать" и т.д. Снаружи ящики должны обязательно окрашиваться масляной, нитро или другой влагонепроницаемой краской.
62.4. В качестве упаковочного материала используются микалентная бумага, крафт-картон, гофр-картон, воздушно-пупырчатый целлофан, плотная упаковочная бумага, фланель, байка.
Для заполнения пустот в ящиках используют газетную, микалентную бумагу или полистирольную крошку.
62.5. Категорически запрещается:
- упаковка предметов, разнотипных как по материалу, так и по весу, в один ящик;
- упаковка предметов в мягкую тару.
Ткани необходимо распаковывать не менее 3 раз в год, весной и осенью проветривать и затем перекладывать, меняя места сгибов материала.