Я ОТКРОВЕНЕН ТОЛЬКО ЛИШЬ С ЛУНОЮ...
(Полная версия интервью Сергея Кузнецова журналу "Один з нас", №35)
Разве только самым младшим неизвестен легендарный "Ласковый май" и его основатель и руководитель Сергей Кузнецов. В Сети широко известен мрачными рассказами о несчастной подростковой любви и школьной гомофобии прозаик Сергей Кузнецов. Но мало кто знает, что эти вроде бы совершенно разные личности - один и тот же человек...
Родился он 7 января 1964 года. В детстве нехотя учился на фортепиано, подрабатывал киномехаником, семь месяцев проучился в музучилище, а после службы в армии устроился учителем музыки в один из детдомов Оренбурга. Там-то и появилась на свет "Группа "Ласковый май" имени Общественного Транспорта, Настежь Распахнутых Окон и Слезливых Поклонников Самой Несерьезной На Свете Музыки Диско". Первый выход на сцену состоялся 31 декабря 1986 года, 18 февраля 1988-го кассета с их записями пошла на первое тиражирование, а летом того же года группа уже давала гастроли по всему СССР. Причем, бывало, что в один и тот же день "Ласковый Май" ухитрялся одновременно работать на стадионах в четырех разных городах: во Владивостоке, Фрунзе, Ленинграде и Омске!
Группы-двойники - изобретение Андрея Разина, продюсера группы, которое он мог бы, наверное, запатентовать, если бы не боялся обвинений в мошенничестве...
Во многом из-за Разина, 7 марта 1989 года Сергей Кузнецов и расстался со своим детищем. Потом появились другие проекты: "Мама", "Чернила для пятого класса", "Стекловата", разошлись по Фидо, а затем и по Инету его рассказы...
Предлагаем нашим читателям он-лайн интервью с Сергеем Кузнецовым, где он любезно согласился ответить на вопросы Стаса Науменко и Артагорта.
Стас: Как Вы считаете, в чем Вы наиболее полно на сегодняшний день себя выразили: в музыке, продюсировании или же в литературном творчестве?
С.К.: Наверное, в музыке.
Стас: Какие замыслы не сбылись? Что не реализовано в литературной части?
С.К.: Многое сбылось... Но, мне кажется, то, что я написал и записал за все эти годы - совсем маленькая часть того, что нужно было бы сделать...
Стас: Может, стоит в общих чертах напомнить читателям историю "Ласкового мая"?
С.К.: Да ее и так уж измусолили... В 1986 году я нашел пацана, который как нельзя лучше подошел для давно задуманного мной проекта. Записали несколько песен и отдали, на всякий случай, в киоск звукозаписи на вокзале в Оренбурге. Больше я ничего не делал для рекламы группы.
Стас: Чем была вызвана травля группы в тогда еще советских газетах? Филинов, один из самых ярых "обличителей", даже был удостоен персональной песни...
С.К.: Здесь много факторов. И зависть, и устаревшие взгляды, и мнение большинства руководящих органов бывшего СССР. Много чего...
Стас: До сих пор "Песня о друге" ("Ты просто был...") - одна из моих любимых. К тому же, она одна из немногих песен, в которых можно усмотреть гомоэротический подтекст. Или я очень пристрастный слушатель?
С.К.: Если Вы считаете "это" подтекстом, так он присутствует почти в каждой моей песне...
Стас: Да, но далеко не каждая песня "Ласкового мая" явно обращена к парню.
С.К.: Далеко не каждая моя песня обращена к девушке... Там все "между строк".
Стас: Не расскажете историю появления этой песни?
С.К.: Как всегда: сел и написал. Минут за десять... А истории никакой не было.
Стас: Озарение свыше?
С.К.: Я вообще к этому отношусь с непониманием: сажусь за комп, проходит несколько минут и я вижу перед собой текст, а музыка уже в голове... И создается впечатление, что это не я писал... А может, так оно и есть? За все эти годы я так и не понял - сам ли я пишу, или "кто-то" подсказывает мне...
Стас: За исключением "Метели в чужом городе" и "Глупого филина", Ваши песни вообще не имеют привязки к реальности?
С.К.: Не имеют. Просто любой сюжет может быть реален в этой жизни.
А "Филин" - не моя песня.
Стас: После "Ласкового Мая" Вы занимались и занимаетесь другими музыкальными проектами. Мне кажется, что гомоэротического подтекста в новых песнях стало поменьше...
С.К.: Вы ошибаетесь. В "Чернилах" и "Стекловате" - уже почти не подтекст...
Стас: Ну, эти стихи могут быть обращены и к парню/мужчине, и к девушке/женщине. Аллегории "Ливень", "Сентябрь", "Дождик" и т.п. остаются лишь аллегориями и не больше... "Голубое небо" - единственная песня, напрямую касающаяся темы...
С.К.: Поэтому-то и "почти". Полная открытость - слишком большая роскошь...
Стас: Юра Шатунов был чуть ли не первым секс-символом на позднесоветской эстраде. Когда создавалась группа, ожидали ли Вы интерес к ней со стороны гей-публики?
С.К.: Нас эта сторона мало интересовала... Хотя я прогнозировал симпатию геев к нашему проекту.
Стас: А в чем выражалась эта симпатия?
С.К.: В письмах, в сомнительных приглашениях... Много в чем...
Стас: Обсуждалась ли "тема" в группе?
С.К.: Нет. Юрка - гетеросексуал. Его никогда не интересовали подобные темы.
Стас: А как он относился к гомоэротическому "почти не подтексту" Ваших песен?
С.К.: В то время он не особо вдумывался в подтекст.
Стас: А потом, когда вдумался?
С.К.: Вы же сами сказали - трактовать тексты можно по-разному... Кому как удобно.
Стас: Поддерживаете ли Вы сейчас отношения с кем-то из "Ласкового мая"?
С.К.: С Шатуновым продолжаю сотрудничать, пишу ему, как и раньше...
С Сашей Прико тоже.
Стас: А как Вы относитесь к тому, что Ваши "Белые розы" перепела Жанна Агузарова? Юра Шатунов даже собирался на нее в суд подавать... Вам понравилась перепевка?
С.К.: Она сделала это без моего разрешения. Ну да Бог с ней... А вот поймут ли "за бугром" этот текст? Думаю - нет.
Стас: У Вас были любимчики?
С.К.: Я никогда не делил своих пацанов на хороших и очень хороших...
Стас: "Ласковый май" появился еще при СССР. Существовала злосчастная 121-я статья, тема гомосексуальности замалчивалась. Как Вы жили, выживали тогда?
С.К.: Как и сейчас...
Стас: Ну, сейчас, по крайней мере, в тюрьму не сажают... Есть гей-клубы в столицах, журнал выходит, Интернет доступен. Да и возраст согласия какое-то время был у вас, в России, 14 лет... Так что же мешает?
С.К.: Общепринятые нормы морали. А мне, лично, ничего никогда не мешало.
Стас: Вы жили так, как хотели? Любили, радовались?
С.К.: Я живу так, как мне советует совесть. А по поводу разных "структур"... Ну, следят они, читают мое "мыло", только какое мне дело до них! Хотя и придалбывались не один раз. Мне терять нечего.
Стас: И, тем не менее, новые проекты не так широко известны...
С.К.: В соответствии с "правилами" шоу-бизнеса, именно такого, который теперь имеет место быть в нашей стране, известность - это деньги. А их нет.
Стас: Ваши рассказы о школьной жизни, о гомоэротических чувствах школьников почти всегда заканчиваются трагически...
С.К.: Потому, как "такая" любовь всегда трагична. Ее счастье мимолетно.
Стас: А счастье вообще может быть постоянным?
С.К.: Нет. Я думаю, оно может быть более или менее продолжительным.
Стас: Не боитесь ли Вы, что Ваши рассказы могут подтолкнуть кого-то к самоубийству?
С.К.: Надеюсь, что они не до такой степени воздействуют на читателя...
Art: Как говаривал соавтор "Риадана" сказочник Брантос Карэ в эпилоге сказки "Зависть" - "Этой сказкой я не хотел агитировать вас на самоубийство. Скорее наоборот. Хотел сказать, что уйти можно всегда, а вот машины могут ошибаться. Пройдя свой путь, не надо уходить, особенно если вы не потеряли всё, и кому-то нужны. Просто сегодня глупые мысли толпились в голове... И... извините, я просто очень устал..." Сергей, твои самые печальные истории тоже рождались в подобном настроении?..
С.К.: Нет. Настроение должно быть, как мне кажется, нейтральным.
Art: В концерте "Люби меня" группы "Чернила для пятого класса" есть песня "Прости". Как на мой личный взгляд, она напрямую перекликается с твоим же рассказом "Девяносто", дополняет его. Скажи, я прав, или это лишь мои иллюзии?..
С.К.: Прав ты.
Art: И - почему эта песня звучит от имени уже умершего друга?..
С.К.: Ну а почему бы и нет... Мертвые - они "условно" мертвы здесь... В Этом Мире.
Стас: Кто из современных писателей близок Вам по духу?
С.К.: Мне очень нравится проза Владислава Петровича Крапивина.
Art: Сергей, помнится, ты как-то запостил все свои рассказы в гостевую книгу на официальном сайте Владислава Крапивина. Как восприняли твои рассказы почитатели Владислава Петровича? Какова была их реакция? Приходили ль тебе их отзывы?..
С.К.: Я уж не помню...Давно дело было...
Art: И ещё. В статье, посвящённой 60-летию Владислава Крапивина, Сергей Казанцев писал: "(...) "Дети - тоже люди, и взpослые обязаны их уважать!". Именно благодаpя этой идее твоpчество В.Кpапивина относится к той pедкой категоpии детской литеpатуpы, пpоизведения котоpой создаются не пpосто О детях, а ДЛЯ детей. Именно этой идеей измеpяются пpоизведения последователей Кpапивина, котоpых недобpожелательные кpитики называют эпигонами, а дpузья - учениками. Их было не так уж много, тех учеников, котоpые смогли опубликовать свои "кpапивинские" повести и pоманы." Далее он перечислял имена литературных учеников Крапивина: Иван Тяглов, Наталия Соломко, Александр Больных, Юрий Шинкаренко, Сергей Георгиев, Сергей Лукьяненко, Владимир Талалаев, Наталия Ипатова. Сергей, читал ли ты этих авторов, и если да - то хотелось бы услышать твоё мнение о них. По крайней мере - о тех из них, кого ты читал.
С.К.: Я читал Сергея Лукьяненко и Владимира Талалаева. Мнение более чем положительное!
Art: Некоторые почитатели Крапивина находят в его произведениях гомоэротику. Сам Владислав Петрович говорит (и тут я поддерживаю его), что он лишь воспевает мальчишескую дружбу, а эротизм в его книгах находят те, кто хочет его там найти. Мне интересно твое мнение об этой стороне книг ВПК.
С.К.: Я бы ответил его словами. Он прав . Но тем не менее... Взять повесть "Самолет по имени Сережка" - я не мог читать ее без слез... Ведь там - конкретная мальчишеская любовь!
Стас: У ВПК уйма примеров длительной дружбы подростков, но трагизм там ситуативный, преодолеваемый, что делает его произведения достаточно оптимистическими. Ваши рассказы описывают открытые проявления чувств и зачастую заканчиваются суицидом. Следует ли из этого: если "не высовываться" - можно жить и даже бороться, но просто жить в открытую - нельзя?
С.К.: Я ни с кем не борюсь. Просто живу открыто. Это, конечно, риск в какой-то мере, но повторяю: я уже ничего не боюсь и мне нечего терять...
Стас: В некоторых Ваших рассказах косвенно присутствует элемент педофилии. Да и само слово "педерастия" изначально подразумевало "любовь к мальчикам". Что вы думаете по этому поводу?
С.К.: Понятие "педофилия" я трактую в более широком смысле. Здесь совсем не обязательно присутствие секса. В некоторых случаях секс даже излишен.
Стас: Эдакая Фреккенбок? Так все же, каково Ваше определение педофилии? Были ли педофилами (в современном понимании этого слова), например, древнегреческие мужи?
С.К.: Это естественно... А мое определение этого явления -
БОГ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ ПРОСТО ТАК... ЗНАЧИТ ЭТО НУЖНО! А ОН - БОГ - НИКОГДА НЕ ОШИБАЕТСЯ!!!!
Стас: Где граница между любовью и насилием?
С.К.: Граница рядом: если ребенок тянется к тебе, значит ему это нужно.
Стас: Но результат сексуального просвещения масс налицо: геев зачастую ассоциируют с педофилами, а гей, работающий школьным учителем - как цирковой канатоходец без страховки...
С.К.: Хорошее сравнение! Так оно и есть.
Стас: Большинство как западных, так и постсоветских стран одинаково нервно относятся к педофилии, что становится причиной различных спекуляций. Вспомним хотя бы судебные иски против Майкла Джексона и разгул политического компромата в России и в Прибалтике... Да и в Украине (если не ошибаюсь, в Харьковской области) как-то даже закрыли один из небольших детдомов из-за подозрений директора в педофилии. Ученики - кто - на улицу, кто - в приемники-распределители... Не очень это похоже на заботу о детях - криминальная гуманность какая-то выходит...
С.К.: Я... (би-ип) во все щели все эти законы... Я живу по своим законам, никому не причиняя вреда. Недавно для подтверждения этого факта, да и не только для подтверждения, я встречался с некоторыми "бывшими" ребятами. У всех семьи, дети... В общем, все, как полагается...
Чем же их ИСПОРТИЛИ? Основная масса людей планеты больны гомофобией на всю голову, отсюда и проблема. "Кто не с нами - тот против нас". Стадо - есть стадо...
Стас: Для многих будет неразрешимой проблемой, что лучше: будет ребенок бомжом, карманником, токсикоманом или останется в интернате, у директора которого "не совсем та ориентация"? Или другой вариант: родители - алкоголики, садисты или просто пофигисты, но альтернатива для подростка - богатый воздыхатель... Где будет лучше подростку?
С.К.: Я думаю, ему лучше жить в нормальной семье. В крайнем случае с БЛ.
Стас: Как Вы думаете, от кого и когда ребенок должен получать информацию по вопросам пола и сексуальности? В каком возрасте должен начинать сексуальную жизнь? Каков должен быть узаконенный "возраст согласия"?
С.К.: Закон, по которому можно или нельзя любить? Абсурд! Возраст здесь не при чем! Я написал об этом в рассказах "Террорист" и "Здравствуй". Ну и во многих других... Читайте
http://serg-kuznecov.narod.ru/den/history.htm
Стас: Преступления на сексуальной почве всегда вызывали у обывателей повышенный интерес. А уж нечастые преступления так или иначе связанные с гомосексуальностью доводят некоторых газетчиков прямо-таки до истерики и требований "запретить гомосексуализм". Но "гетеросексуальных" преступлений намного больше - тогда, рассуждая логически, стоит запретить и гетеросекс?
С.К.: Да... "Давайте все запретим! - и детскую влюбленность, и первые "опыты", и записки в классе, и первый поцелуй..." И получим новое поколение "сексуальных дегенератов". Последнее поколение! Запреты к хорошему никогда не приведут.
Стас: Наш журнал тоже можно отнести к борцам против запретов. На его страницах удобно камин-аут делать. Вы готовы к этому?
С.К.: Да.
Art: Расскажи о том, о чем сам хотел бы рассказать. На твой вкус.
С.К.: Не... Рассказывать ничего не хочу. А вот сказать... "ЛЮДИ!!! НЕ БОРИТЕСЬ С ЛЮБОВЬЮ, КАКАЯ БЫ ОНА НИ БЫЛА! ВЫ ЖЕ НЕ В СИЛАХ БОРОТЬСЯ С БОГОМ... А БОГ - ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!"
Art: Кстати, у меня есть ещё одна забавная история для тебя. У нас в Киеве проводится телепрограмма "Караоке на Майдане" - на Майдане Незалежности (Площади Независимости, главной площади Киева) проводится конкурс караоке-исполнителей. Поют кто что хочет под имеющиеся минусовки. Порой забавно слушать, порой - смешно, а порой приятно, всё зависит от мастерства исполнителей. Так вот, 4 января этого, 2004 года в "Караоке на Майдане" победил Максим Самойлов, слепой мальчик-подросток из Ивано-Франковска, который исполнил твои "Белые розы"! Он пел, и вся молодёжь в толпе зрителей подпевала! Бли-и-ин, как это было красиво! И пусть все деятели от "Культуры" делают вид, что не знают и не помнят, кто такой Кузнецов и что у него за группы и что за песни, а молодёжь, от которой я ожидал бы максимум рэп и чего-то дэзовое, знает и поёт твои песни!!!
С.К.: Спасибо! Это радует! Только не радует, что мальчик слеп...