Вспомнили тут в одной из тем форума о фильме
"Сладкая женщина"( 1977), реж. Владимир Фетин. Неделю назад я наткнулась на Ютубе на психологический разбор этого фильма, попыталась посмотреть, вроде интересно, но очень нудно. Плюнула я на эти разборы и включила сам фильм. И ведь смотрела не первый раз, но не оторваться.
И в первую очередь, конечно же,
Наталья Гундарева! Первая главная роль, внимание, в 28(!!!) лет. А надо заметить, раньше она снималась в эпизодах, и о главных ролях даже не помышляла. И вот счастливый случай:
Чурсина от роли отказалась, а предложила своему тогда ещё мужу молодую Гундареву, о театральных успехах которой уже говорили. Когда Гундаревой позвонили с «Ленфильма», она решительно отказалась от кинопроб со словами: «А вы меня в жизни видели?.. Потому что, как мне кажется, я вряд ли вам подойду!" Хотя в этом фильме она на самом деле очень хотела сыграть. Но позже актриса объяснила: «Все-таки из-за моих, скажем так, определенных внешних данных рассчитывать на главную роль мне не приходилось. Была надежда, что, может быть, меня будут брать в какие-нибудь смешные комедийные эпизоды, потому что фактура была сочная, пышная, кустодиевская, довольно-таки яркая… Но вот главные роли – это вряд ли».Всё-таки ассистенту режиссера удалось уговорить актрису приехать на пробы – мол, даже если для этой роли она не подойдет, Фетин найдет для нее работу в других своих фильмах. Но все опасения были напрасными – в кадре Гундарева выглядела легкой, грациозной, манящей и невероятно притягательной. Ее утвердили на роль тут же. Узнав об этом, актриса, по ее признанию, испытала просто «щенячий восторг». Она начала дорабатывать образ, придумывая ему все новые и новые черты.
Актриса наблюдала за теми женщинами, которые ей казались похожими на ее героиню, на улицах и в магазинах, пытаясь запомнить и воспроизвести их жесты, мимику, манеру двигаться и говорить. Гундарева вспоминала: «Первая главная роль вызвала необходимость творческого буйства. Все, что к этому времени во мне вызрело, все, что я понимала об этой жизни, о людях, – все хотелось втолкнуть в эту работу… Я уже видела свою «сладкую женщину»: синтетическая шубка, зеленое кримпленовое платье, чуть стоптанные каблуки… Мои героини ведут себя не так, как я, но, чтобы сыграть их чувства и реакцию, я должна представить себя на их месте. А это невозможно без собственного житейского багажа, без груза пережитого… В Анне мне хотелось не только обнажить ее эгоизм и духовную сытость, но и чтобы зритель почувствовал ее одиночество и страх, которые она прячет за ковры и диваны…». И надо отметить, ей это сполна удалось.
Абсолютно можно понять, почему она привлекала всех своих мужчин: обаятельна безмерно.
Правда, ни один из трёх ей никак не подходил: ни рафинированный интеллигент Ларик (
Корольчук), ни серьёзный
Николай ( Вельяминов), ни наглый Тихон
( Янковский). Сейчас, возможно, такую женщину оценили бы по-другому, да и какой-нибудь инфантил с радостью бы пристроился рядом. Ведь, как говорит сама героиня, " у меня порядок, попить- поесть всегда приготовлено". Только внутри пусто.Как в карамельке без начинки. За её отношение к сыну... Ну, ей- Богу, руки чесались ( хотя я никогда не дралась) дать ей хорошего леща ( простите за сленг)
Другие герои тоже на своих местах: и властная мать героини
( Маркова), и подруга героини (
Карпинская). Мужчины тоже хороши, никто не перетягивает одеяло на себя, пожалуй, только Вельяминов не до конца меня лично убедил. У него положительное обаяние, бесспорно, за отношение его героя к несчастному Юрке достоин уважения, но его конкретные претензии к героине не убеждают: "Ты некультурная! Всё ведь от этого!" Да, он пытался из неё вылепить совсем другую женщину, пытался заставить учиться, а когда его ожидания не оправдались, обиделся... Тихон, он же Янковский, обаятелен, но обращаться с женщинами не умеет. Слишком резок и дерзок, а главное, будто бы для него подобное поведение в порядке вещей. Может, поэтому с женой развёлся...
Но Наталья Гундарева- это что-то! Ну правда, в 28 лет сыграть и юную девушку, и мать взрослого сына, и быть такой убедительной... Бра-во!
Подобного примера я что-то в нашем кино припомнить не могу( если напомните, буду признательна)
А как она ест! Эпизоды с едой и Гундаревой- одни из любимых! Моментально разжигают аппетит, а мне, как человеку, не отличающимся хорошим аппетитом ( прошу прощения за подробность) они просто как котику сметанка)
"-Что-то у меня в боку покалывает. Не печень ли?
- Жирного много на ночь ешь.
- Ну что, я должна себя в питании, что ли, урезывать?!( на этой фразе отправляет кусочек селёдки себе в рот и густо намазывает булочку маслом) Потрясающая сцена!
А как она мурлыкает "Мы с тобой два берега у одной реки", прохаживаясь по- мещански в отдельной квартире... Я с детства стала воспринимать её мурлыканье этой песни, как эталонное)
А заключительная сцена... Она- заплаканная, униженная, в квартире, набитой всяким дефицитом, ОДНА. И смотрит в окно, а там, напротив, крест из светящихся окон ( как в крестиках-ноликах). То ли это символ того, что нужно ставить крест на этой такой бесполезной жизни( не в смысле суицида), то ли уже символ принятого героиней решения о начале нового...
В общем, кто не смотрел,советую. А кто не читал оригинал, то прочтите, ибо первоначальный замысел несколько отличается от того, что показано в фильме.
Посмотреть вложение 2321095
Посмотреть вложение 2321097
Посмотреть вложение 2321101
Посмотреть вложение 2321103