Из передачи "Человек из телевизора" на Эхе
И. Петровская― Ну, начнем с позитивного, потому что одно из самых позитивных моих впечатлений — это очередной Юрий Дудь со своим фильмом, где у него главный герой — фотограф Дмитрий Марков, который, в отличие от многих других фотографов, которые снимают гламур и всякие красивости, снимает глубинную Россию, и сам живет в Пскове.
Собственно, Юрий Дудь вместе с ним совершает вот это путешествие по Псковской области, совсем недалекой от нас — от Москвы, от Питера. Ты права: совершенно параллельная жизнь, параллельная реальность. Параллельные люди, которые там реально живут и выживают.
Цифры, которые там приводили, меня повергли просто в шок, в такой когнитивный диссонанс. Когда там, например, упоминается, что освещение Москвы за 2019 год — это 20 млрд. рублей, а весь бюджет Псковской области 2020 года — 5 млрд. От этого как-то… Ты примерно знаешь об этом невероятном разрыве, о том, что действительно как будто бы две страны. Но когда ты это видишь своими глазами, слышишь и видишь людей, это как-то особенно поражает.
При этом прелесть, если можно так сказать, Юрия Дудя, что он приезжает туда не как многие, бывает, приезжают как в некую экзотику. Простите за выражение, но, не знаю, как в какой-то зоопарк входят.
К. Ларина― Как обычно делает Ксения Собчак.
И. Петровская― Да, похоже… Потому что для нее это тоже какая-то… Как она ни пытается быть своей, она не может быть своей по определению. Прежде всего у нее этого нет в ней самой, в ее глазах. И люди точно так же смотрят как на такую залетную экзотическую птицу. А Юрий Дудь каким-то невероятным образом умудряется быть своим среди своих и чужих. У него какая-то невероятная органика. У него реальный интерес к этой жизни, к людям.
К. Ларина― Реальное сопереживание, эмпатия. Сыграть это невозможно. Это или есть или нет — интерес.
И. Петровская― И конечно, там есть какие-то невероятные эпизоды, когда он, например, приезжает в маленький городок в скольких-то километрах от Пскова — по-моему, называется Порхов. И там тот самый детский дом для детей-инвалидов, детей с особенностями, детей-сирот, который, в частности, патронирует Людмила Петрушевская.
Она бесконечно призывает всех в Фейсбуке оказывать какую-то помощь, потому что этот частный, чуть ли не единственный в России такой дом взял под свою опеку молодой бизнесмен. Потом у него кончился бизнес, соответственно, кончились деньги.
Там работают и волонтеры, и люди, которые туда специально, собственно, приезжают. И сам фотограф Дмитрий Марков тоже там работал волонтером. И вот они устраивают для этих уже взрослых, можно сказать, подросших детей мастерские, дают им возможность как-то себя реализовывать. И мы понимаем, за какие это всё делается копейки, а часто просто на чистом энтузиазме этих людей, а также на их способности сострадать тем, кому еще хуже.
В общем, те кто не видел, посмотрите. Помимо всего прочего, вы еще увидите просто множество картинок быта, того, как там устроена жизнь, на какие конкретно деньги там живут люди. Там, по-моему, говорит Прокопьева, реальная зарплата 3.400 рублей. Просто чтобы наши столичные вопли о том, как всем тяжело, отчасти, может быть, прекратились хотя бы потому, что мы бы увидели, во-первых, что люди тяжелейшим образом выживают, а во-вторых, при этом они всё равно оптимисты, они светлые люди, и они свой смысл жизни находят в том, чтобы помогать другим. И делают это действительно часто на чистом энтузиазме.
Какие-то невероятные люди из этого фильма, оставляют какое-то особое впечатление и дают какую-то надежду, что с такими людьми, несмотря ни на что, мы всё-таки как-то, возможно, когда-нибудь вылезем, выкарабкаемся, будем живы.