Мы получили официальный ответ: от Шейха Абу Амина Дагестани аль-асари 4/05/2020
Пришел вопрос о родах, проводимых на дому:
" Каково положение таких родов, соответствует ли это требованиям ислама, несет ли ответственность за последствия таких родов принимающая роды сторона, если да, то какую?"
Ответ:
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение тому, кого Он послал милостью для всех миров, так же его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня.
А затем: на такого рода вопросы ответ, вынесенный учеными есть, поэтому я постараюсь всего лишь перевести тот материал который уже есть, с указанием на источники книг откуда была взята мною эта информация.
Во -первых, что касается занятия врачеванием , то в исламе для этого существуют условия и они очень строгие, так как это связанно с жизнью и здоровьем человека. Поэтому врачеванием не каждый может заниматься, а принятие родов является одним из видов врачевания, даже если и не в прямом смысле, то косвенно, так как последствия после родов, как и ситуация во время самих родов , требует неотложного вмешательства врачей для спасения ребенка или роженицы от кровотечения и т. п..
Это известно на практике, что является для нас неопровержимым доводом на то, что роды один из видов врачевания, что они очень часто сопровождаются участием врачей.
Принимающий роды на дому может быть одним из двух: либо компетентный человек — это врач, либо -лекарь без медицинского образования.
Если роды проходят под контролем врачей готовых оказать первую медицинскую помощь и роженица не против, нет запрета в таких родах.
Если же принимающий роды не является зарекомендованным и компетентным врачом , как врач акушер-гинеколог, не имеет достаточных знании для этого ремесла, такой несет полную ответственность за последствия, как гибель роженицы или ее ребенка, или потерю органов тела, а также за любые другие последствия своих рекомендаций.
Далее, нам необходимо определить, как дается оценка человеку, занимающемуся врачеванием, компетентен он в этом деле или нет?
По следующим обстоятельствам:
- диплом об окончании мед учреждения, с практикой работы.
- работа в больнице по своей специальности, как акушер или врач акушер-гинеколог. Так как врач другой профессии не может заниматься врачеванием и консультированием в тех вопросах, в которых он не компетентен.
- большая известность как врача акушера гинеколога в среде коллег и пациентов.
- если мед работник работает в государственном медицинском учреждении, то каждые 5 лет подтверждение квалификации.
Эти основные признаки, посредством которых мы можем, основываясь на большую предположительность сказать, что этот человек компетентен.
Что касается того, кто заниматься врачеванием без знания, то на запрет этого приходит хадис и разъяснение ученых в этом вопросе:
Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует сказал:
«Кто врачует, не будучи известным как лекарь, тот возмещает [нанесённый ущерб». Хадис достоверный передает его Абу Давуд 4586, Ибн Маджа 4830 и другие.
С хадиса понимается, если больной умер или покалечился в результате действий или рекомендаций того, кто берётся лечить без знания, то ответственность за совершённое им преступление, то есть обязанность выплатить компенсацию, ложится на родственников убийцы со стороны отца.
Аль-Хаттаби сказал:
«Я не знаю каких-либо разногласий среди учёных в том, что если взявшийся лечить делает это без знания и губит больного, то он несёт ответственность за свои действия». Аун аль-ма‘буд.
Также, один из тех, кто прибывал к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в составе делегаций, передаёт, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Если человек взялся врачевать для каких-то людей, а раньше за ним не замечали ничего подобного, и допустил ошибку, он обязан возместить нанесённый ущерб».
‘Абду-ль-‘Азиз сказал: «Речь идёт не о лекаре вообще, а о том, кто режет сосуды, [делая кровопускание], и делает прижигания».
Сказал ибн Кайюм: "в хадисе говорится:
«Кто врачует» не говорится, кто лечится. Понимается также со слов: «
не будучи известным как лекарь»".
Книга: Зад аль-Маад: 4/127
Врач несет ответственность при следующих случаях:
Сказал шейх Мухаммад Мухтар Шанкыти:
- Когда врач умышленно убил или нанес увечья, в этом положение такой выходит из врача в преступника.
Книга Ахкамы джирахийя стр:365.
- Лекарь невежда. Вышеупомянутый хадис является доводом на это.
Сказал ибн Кайюм: "врач невежда, если занимается врачеванием без знания, такой своим невежеством бросился губить душу, проступив безрассудно к тому, что он не ведает, обманув больного, такой несет ответственность и гарантирует".
Также, постоянный комитет по правовым решениям в Саудовской Аравии вынес решение: (24/4000)
"Лекарь невежда причинивший вред, несет ответственность, это если больной не знал, что врач невежда, не знающий лечения, если же больной знал об этом и остался доволен, право больного спадает с врача, но оба они заслуживают наказания".
Такой ответ дал и шейх Мухаммад Иброхим 8/104
Также не освобождает от ответственности и врача знающего свое дело, если его действия выходили за рамки дозволенного, как тот врач , который отрезая часть или часть больной плоти, отрезал и здоровую, в таком случае и он отвечает за нанесенный ущерб больному.
Ибн Мунзир привел нас чет этого единодушное мнение ученых. Книга: Иджма 74.
Также Постоянный комитет по правовым решениям в Саудовской Аравии вынес такое же решение, 24/400,401.
Ибн аль-Джаузи говорил: «Правитель мусульман обязан запретить давать фатуа людям, не имеющим право на это так же, как это делали правители Бану Умайя. Эти люди подобны тому, кто, не зная дороги, указывает на нее отправляющемуся в путь. И они подобны тем, кто,
не зная медицины, лечит людей, и более того, они хуже, чем все указанные выше. И если правитель обязан запретить лечить тому, кто не знает медицины, то что же можно сказать о том, кто дает фатуа не зная ни Корана, ни Сунны и не разбираясь в религии?!» Наш шейх Ибн Таймия сильно порицал подобных людей и говорил: «Меня спросили некоторые: „Ты полагаешь, что человек, дающий фатуа, будет спрошен за свое фатуа?“ Я же сказал им: „Если даже пекарь и повар будут спрошены, то неужели дающие фатуа не будут спрошены?!“» См. «И’лямуль-мууаккъи’ин» 4/217.
Абу Амина Дагестани аль-асари 4/05/2020