Таня Травка
3 hrs ·
Про кф Фаворитка.
Это, конечно, удивительная история, и особенно удивительна она - для итогов 2018 года.
Прекрасное кино, и именно как кино: визуально совершенное, с большими ролями для лиц и тел больших актрис (или уже пора говорить "актерок"?). Великолепно сыграно, а еще лучше снято, с претензией озвучено, с умом подсвечено.
В итоге получился самый женоненавистнический фильм из возможных на этом сюжете!
Не убоюсь спойлеров, тем более, что канва сюжета для нас общеизвестна еще по Стакану воды 1979 г. С великой Демидовой - герцогиней Мальборо, и Лавровым-Боллингброком, их дуэлью характеров и диалогов, такая там любовь-ненависть, хоть прикуривай с экрана. Война альфа-доминантов на фоне бледных, безвольных остальных, не хозяев судеб, а более или менее удачливых щепок в потоке жизни.
Вспомнили, да?
У Лантимоса на манеже - всё те же, но акценты расставлены иначе. Две сильные, жесткие альфа-доминирующие героини - Сара Черчилль и Абигайль Хилл - ведут войну за выживание при анаэробном дворе последней из рода Стюарт. Мужчины в этом их мире - обстоятельства и дополнения, стройматериал для главной интриги, они настолько блеклые и неважные, что ими можно вовсе пренебречь.
Главная фигура - королева Анна Стюарт, гениально сыгранная Оливией Колман, показана во всей душераздирающей драме: слабоумного монарха, обладающего бесконечной властью, но неспособного дать стране наследника; матери, похоронившей 17 детей; ребенка, не знающего слова "нет"; верной поневоле любовницы, впервые за долгие годы познающей сладкие плоды ревности партнера и свою власть и над этой частью жизни тоже.
Зрелище вполне завораживающее в наши скудные времена - если б не свербел какой-то забытый, но прилипчивый мотив, и совсем из другой пьесы. Вдруг привяжется какая-то строфа нелепой песенки, и весь день ходишь с ней, и хочется то ли сбросить эту икоту на федота, то ли уж найти всю песенку, и тогда может эта свербящая строчка отвяжется. Раздражает, мешает сосредоточиться. Нужно сняться, как с ломки, а нечем.
И я вспомнила - что же это за строчка, из какой она песенки. И почему вместо удовольствия от хорошей работы (а Фаворитка как по моему заказу снята, личный фильм-2018, в ней потенциально должно быть все, что я люблю!) - это кино вызвало у меня такое раздражение.
Диалог Дуни Сиирновой и молодой ещё, рыжей, кудрявой и хорошенькой Божены Рынской в ШЗ!
Не дословно, но суть там была такая: весь этот нимфовый бестиарий, все усилия и помыслы - вращается вокруг "небольшой мужской пиписьки". Тут отрезать, тут приподнять, фитнес, наряды, мысли гнать немедленно, чтоб даже не заподозрили, что эти мысли есть, и все время выплясывать - ради того, чтоб эта небольшая пиписька....слегка приподнялась в твою сторону?! И тебе, как банкомат - тьфу! - что-то выплюнула. Все это - голосом Дуни, ее жестикуляцией, еще не жены Ч., и медовый смех молодой Божены, еще не жены М.
Удивительно запоминающаяся сцена!
Ну вот: кино, которое в год манифестирующего неофеминизма будет номинировано (и несомненно получит) все награды из всех возможных, оно тоже вращается вокруг небольшой пиписьки.
Весь этот смертельный поединок двух суперженщин, вертящих миры, армии, границы, влиятельных мужчин и свои судьбы тоже - и вот все это вертится...
...вокруг небольшой пиписьки слабоумной немолодой женщины, просто рожденной последней в усыхающем роду Стюартов. Все это выплясывание - ради того, чтоб у нее немножечко при-под-ня-лось.
А еще у этого прекрасного почти во всех смыслах кино - нет ни одного достойного диалога-поединка. Сценарно нет.
Это битва не умов, а тел, движений, поступков, непроговаривания. Это вообще могло быть немое кино с музыкой, и было бы достаточно.
И это какая-то ужасно разоблачительная подробность современных нам смыслов и иерархий.