Зашли к директору узнать, как и что, а она и предлагает: давайте вы будете вдвоем ходить как один, за 1 цену (то есть 1400 в месяц, а не 2800). Сама! Мне даже мысль не приходила такая. Созвонилась с преподавателем и оформила нас, я заплатила, а вечером мы пошли на рисунок (вообще школа 3-годичная и в неделю 4 занятия, даже лишку для нас, тем более что как же драмкружок, кружок по фото, по бишь спорт, вокал, английский).
И вот пришли. Чуток опоздали, не ожидали пробок. Педагог видит Васю, и лицо ее вытягивается. "А он что-нибудь сможет?" - спрашивает она громко. Тем не менее впустила, поставили мы себе мольберты, прикрепили листы (днем купили уже всё нужное), надо рисовать зеленую веточку, она на стенке укреплена. Я-то, хоть и не знаю как, что-то черкаю, а Вася не начинает даже. Я хочу восточных красавиц, говорит. Потом красавиц, шиплю, сейчас вот надо листочки. Педагог, глядя на его пустой лист, опять говорит мне что-то (вот память - выкидывает тяжелое!), на что я отвечаю, что предупреждала директора, что мы оба не умеем ничего, и она сказала, что это не имеет значения. На третью фразу про Васю через Васину голову я не выдерживаю и говорю: вы думаете, он не слышит, что вы говорите?
(Такое бывает спрошь и рядом, причем чаще именно среди педагогов; подруга из Вильнюса мне рассказывала, как в оперном театре случайная соседка обсуждала ее сына и его возможности, как будто он не слышит и не понимает ни слова.)
При этом мне надо еще удержать Ваську, и хорошо бы он все-таки начал рисовать. Прошу педагога немного помочь. Она рисует ему ветку сама (тоже не дело, конечно), и он охотно начинает раскрашивать. Дальше уже всё было нормально, периодически я шептала ему, что он молодец, мне очень нравится, но потом ему поднадоело и он принялся иероглифы рядом рисовать.
А еще больше мне нравится его душа - он даже не обиделся, он не понял - не потому, что глупый, а потому, что эти вот чувства - брезгливости, неуважения, осуждения, недоверия - они ему не знакомы в принципе.
И привыкнуть нельзя ни за 20 лет, ни за всю жизнь. Не любите, никто не просит, мы их сами любим за всех, но: вы ведете платный курс, без отбора, для заплативших, у вас нигде нет надписи "скамейка для белых"... э, понесло меня, стоп. Конечно, можно сгладить, и даже уже сгладили, но ведь нельзя научить, не веря в ученика, не пытаясь его почувствовать.
Самое удивительное было в конце: я подошла показать принесенные специально журналы - с мексиканской школой живописи "Даун арт" и работами томской девушки с синдромом Дауна. И тут оказалось, что девушка училась у нее! И она хорошо говорила о ней: какие стихи, и по композиции лучше всех. Тогда почему такая реакция на Васю?
И Клоп, довольный такой, аж бегом бежал со мной остановку, отделяющую университет от художки.
Там нас немного охладили, ибо с порога встретили словами: он не сможет, давайте вы занимайтесь одна, а дома ему показывайте, что хотите. Я говорю - мы же уже пришли, давайте мы порисуем, а потом разберемся. Как Котик не обижается, не знаю, но я горюю за двоих. Говорю - да, я понимаю, вы согласились на него не видя... Да, отвечает, видела бы, не согласилась бы. А у вас есть способности, вы рисуйте (это первый раз в жизни у меня вдруг нашлись способности к рисованию, никогда их не было). А как же та девочка, которая у вас училась? - Ну, там я да мама делали половину...
И при этом сажает нас в пустой класс, хотя людей в группе немного. У меня уже нет сил протестовать.
Дальше всё нормально, кроме того, что Васька все время норовит делать по-своему, а не по заданию, и это не приветствуется. Вот наши первые работы по композиции, у меня недоделанная, а у него почти всё, и, ей-богу, мне опять нравится его кот больше! Не знаю, что и делать. Стараюсь разговаривать, налаживать, говорю - ведь уже то, что он сидит и рисует, очень важно и полезно для него, он ничего не делает руками, не любит, а надо. Она соглашается - да, мелкая моторика...
Мы оба нездоровы, особенно Васька, который натер уже нос до красноты. Поскольку температуры утром не намерила, в школу потащила - боюсь я пропускать.
Потом побежали на рисование. Его уже не гонят с порога, но сразу ведут нас, как прокаженных, в отдельную комнату. И в основном мы сидим там одни, рисуем на столе, а не на мольберте, даже постановка у нас была другая - у них ветка с яблочками, а у нас черноплодная рябина. В группе, даже если подходят не к нам, веселее и легче.
Опять Васька рисует по-своему, меленько, но это не поддерживается, а по-другому он не может. Пыталась увидеть другого преподавателя, но, видимо, он болеет. Надо тянуть до конца месяца как-нибудь.
И по контрасту - художка. Бежим туда под дождем, больные, и нас с порога опять в отдельную комнату. А прошлый раз я пришла одна и сидела с группой - и это, скажу вам, принципиальная разница, не говоря уж об оскорбительности подхода: что он, прокаженный? Я попыталась уговорить - мол, потерпите немножко, до конца месяца (за который заплачено в ее группу). - "Ничего не буду терпеть!" Ну, промучилась я урок, задание было рисовать из головы композицию из перцев за сером круге, вот типа этого (у нас был другой)
После урока (который весь пропереживала), отправив Васю вниз, все-таки спросила преподавательницу, чтоб не домысливать лишнего, почему нам нельзя сидеть с нашей группой. - "Потому что он ничего не может, у него другая программа, я его не буду учить". Говорю, но он же нарисовал. - "Ничего он не нарисовал!"
Это школа для взрослых, заметьте, куда принимают без отбора, только заплати.
Но хорошо, что она сама сказала о другом преподавателе.
Вчера ездила-таки к директору художки. Сдала нашу даму с потрохами, ну, выхода не было. Со мной поговорили с пониманием, но пока что ничем не выручили. При мне директор звонила завучу, уговаривала взять в свою группу, а та, милая девушка, резко отказывалась. Она ведет 2-й курс, а на первом кроме нашей мужчина, у которого перебор и он еще на больничном. Я выпросила телефон, но еще не звонила. И думаю: а почему я должна уговаривать преподавателей в школе, где нет отбора и нет никаких заявленных ограничений?
ко мне подошла завуч с бумажкой - вот телефон, эта прекрасная женщина с удовольствием возьмет вашего сына. Я тут уж все имена выучила, такого не было. Вышли в коридор. Да, это не здесь, это какая-то Железнодорожная, там так хорошо, что лучше не бывает, спокойно так, а тут суета, и зачем вам по вечерам, скоро будет 40 градусов. И так сладко всё, что я чувствую, что покрываюсь краской.
Ладно, кое-как вернулась в класс, пытаюсь рисовать, меня колотит. Не прошло пяти минут - она снова просит меня выйти. Зачем на этот раз, я так и не поняла, потому что всё крутилось вокруг "вы только не переживайте, мы так хотим вам помочь...", что ночи не спим и дни не едим, ага. Зачем я это рассказываю, я объясню.
В общем, когда я, еле вырвавшись, вернулась в класс во второй раз, прошло много времени, я и так-то не понимала, что делать, Вася был предоставлен сам себе и тихо что-то пытался. Сначала у него были милые меленькие ягодки, потом он придумал фон, даже снежинки какие-то летели, правда, сам патиссон даже не пытался. Я чувствую, что рисовать не могу, надо уходить. Ваське педагог говорит про крупные черные ягоды (потому что у него, как всегда, мелкие) - и он усердно портит свой рисунок черным поверх всего. Меня это добивает, я отправляю его вниз меня ждать, бешено домазываю как попало свой овощ, убираю наши рабочие места и откланиваюсь раньше всех.
Внизу есть зеркало - лицо мое по-прежнему горит. Пытаясь застегнуть Ваське куртку, я ломаю молнию. Бог с ней, это поданная куртка, у нас есть еще плотная ветровка и зимняя, дело не в этом.
Дело, как всегда, во мне, в моих идиотских реакциях. Что меня задело-то так? Почему я так реагирую в свои преклонные годы, когда давно пора быть умней?
Ну, далеко туда, ну неудобно, с пересадкой, ну и что? Попытка не пытка, а вдруг там правда человек, который сможет Васю раскрыть? Да я и не отказывалась от телефона, тем более ничего другого не остается, ибо ко второму педагогу, Гавриленко, все равно не пустят, там, как сказала завуч, целая очередь на те места, которые могут освободиться. Жаль, конечно, что не могу просто поговорить с ним, болеет; видно, сильно хорош, раз все рвутся, да и мужчина, что немаловажно.
Понимаете, она со мной говорила как с душевнобольной.
Ну ладно, я она и есть - но я не хочу такого тона. Эта же милейшая девушка-завуч, когда я пришла к ней сама после первого урока попросить помощи, говорила со мной холодным металлическим тоном, совершенно натуральным.
А тут меня в сладкую вату обмотали, а я не могла - по-че-му??? - сказать: спасибо, я приняла информацию к сведению, я подумаю. И всё! И остальное вас не касается. И идти рисовать.
Мне так противно, что я была беззащитна перед ней, перед всеми ними. Что я Ваське сегодня не помогла и он не сделал очередной хорошей работы. Что я молчала всю обратную дорогу. Что я испортила себе пятничный вечер. Что я не умею себя вести. Что я сумасшедшая бабка, из всего делающая проблему. Что мне опять уступили место в автобусе и я обрадовалась.
Ездили в среду в филиал, куда нас так уговаривала убраться завуч. Не выход. Дорога ужасна, неудобна. И сидят там дети, пара взрослых, которые на 2-м курсе, и мы еще с краю, на всех один педагог.
надо 144 клеточки раскрасить, тоска зеленая, бессмысленная и беспощадная. Я внутри изозлилась, а Васька - он честно пытался, хотя акварель же не успевает высохнуть, течет на следующую клетку, одно расстройство.
Больше туда не поедем, но еще попытаюсь что-то предпринять.
С рисованием что-то затык. Пожалуй, надо бросать уже. Во вторник сходили к вышедшему с больничного преподавателю другой группы - отказ, хотя по телефону вроде говорил нормально. А тут пошло всякое "ах, у нас тут скучно, у нас ут муштра, да вам надо не это, да я бы с удовольствием, но...".
Мне каждый раз жалко улыбчивого своего котика, который к каждому новому человеку со всей душой...
Поехали в другую школу, там тоже есть 2 группы для взрослых. Опять долгие разговоры, в удобные нам дни нельзя, а вот в другую вроде можно. Опять же преподаватель - молодой мужчина. Занятие как раз идет. Говорю: давайте мы попробуем, а после занятия я оплачу. - Нет, сначала договор, оплата, чек... Ну ладно, я заполняю бумажки, Вася сидит, время идет. Тут те же 1400, но за 3, а не 4 занятия. Наконец всё оформлено, усаживаемся. Народ рисует чайник. Вася не знает, с чего начать, глазками пытается позвать преподавателя, но тот к нему не подходит. Мне не просто объяснил, а фактически всё наметил, но к Васе не подходит. Я понимаю, что он его боится. Пытаюсь помочь ему сама, потом ловлю преподавателя в коридоре и прошу... короче, как-то досидели, попытаемся сходить еще завтра... но Вася уже и не хочет. Как и мне, ему больше нравится в первой. Ну что делать, говорю, там нам отказали. "Ей не понравились мои глаза"... И рассказывает, что там была китаяночка - а я даже не помню, кто с нами занимался, всё время в таком напряжении и переживаниях.
Нет, к рисованию не прижились. Раньше у нас совпадало оно со спортом и местом и днями. А тут получилось, что 6 дней из семи занято. И далеко, и долго - до полдесятого, приезжаем в пол-одиннадцатого неживые. Ну и скучно, честно говоря. Ведь мы не художники, 3 дня в неделю по 2 часа рисовать один чайник карандашом для нас чересчур. На третий раз нас не хватило - нам поставили белый шар, а особо стойкие продолжали штриховать чайник. За весь урок надо было круг построить, а уже на следующем штриховать. Я еще кое-как построила, а у Васьки, конечно, вкривь и вкось, хотя он только соединял готовые мои точки. Я не спорю, всё правильно, но даже меня не увлекает, а Васе бы надо совсем другого, более творческого.