Алена о французах.
"Были ли у меня выдающиеся ученики? Нет, ни одного. Понимаете, французы не привыкли трудиться. Если француз устал, то он будет отдыхать. Француз может капризничать, может лениться. У них это уже ментальное. Поэтому, когда мы с мамой начали давать занятия, то постоянно обсуждали этот момент. Ты пытаешься в них вкладываться, учить их, а им это не надо. Они могут уехать на 2 недели, на лыжах кататься например, или в южные страны отдыхать и это время они не будут заниматься. Это не сравнить с московской консерваторией, где ты должен заниматься по несколько часов каждый день. Здесь же они приходят с идеей, чтобы стать известными музыкантами, а потом то они устали, то у них каникулы. То она приходит ко мне и говорит, что все это время не занималась, потому что ее родители разводятся и она все время плакала. То ее парень бросил. Или они могут вообще без зазрения совести сказать, что просто дома не занимались и все на этом, глядя вам в глаза.
Ко мне пришел парень 16 лет, который хотел поступить в консерваторию. И вот он заявляет, что уезжает на 2 недели, на каникулы. Я спрашиваю: "А рояль там будет?" Он мне: "Нет, мы же отдыхать едем." Вот куда ему 2 недели отдыхать, когда ему надо пальцы разрабатывать, они в 16 лет уже не гибкие. И за 2 недели они снова потеряют гибкость и он еще там мечтает стать известным музыкантом. И я сначала была в шоке от такого отношения к занятиям, а потом решила, что мне то зачем это надо? Зачем мне вкладываться в них, если им это не надо? И я стала тоже легко к этому относиться. Я ничего от них не требую. Вот могу подсказать, как сыграть тот или иной отрывок, показать сама, ответить на вопросы. Сказать: "Ну вот давай так попробуем." Но как раньше, нет, увольте.
Поэтому, я не верю, что французы вообще могут стать выдающимися. Я вообще считаю, что выдающимися становятся те, кому нужно преодолеть социальный барьер. А у французов все есть, им не надо напрягаться."